Много копий сломано при обсуждении темы владения своей яхтой или использования чартерных (прокатных). Ну- тут у кого-то жемчуг мелкий, а кому-то щи жидкие.... Своя лодка стоит в конкретном месте (я не буду обсуждать в этой теме удобство-неудобство или преимущество отдыха на чужой чартерной лодке или своей родимой). Обычный отпуск, если ты не программист-фрилансер или художник - месяц. Суточный переход - 5 узлов на 24 часа = 120 миль. За неделю можно уйти миль на 500-600 (нон-стоп), ну - за две на 1000, потом нужно возвращаться. Т.е. ты привязан к базе. Если же брать лодку в чартер - вся планета твоя! Мы с друзьями-уфимцами облазили почти всю Средиземку: Корсику, Липарские острова, Сицилию, Тирренское море, Лигурийское побережье, Хорватию, Мальту, Киклады и Додеканес (Греческие острова) , Ликию (турецкое побережье от Бодрума до Анталии), Французское побережье от Тулона до Италии. Чартерных компаний много, почти в каждом регионе планеты можно найти фирму. Конечно, есть районы, куда лучше не соваться, но, скорее всего, туда и на своей яхте не пойдешь!
Итак, "что по чём?" - Яхта среднего класса (5-7 лет эксплуатации) в невысокий сезон (не в июль-август) и не где попало (есть дорогие места, например - архипелаг Маддалена и пр.) на неделю: -1500 евро на 6-8 человек (получается - сутки 26 евро на чел - цена бюджетного отеля). Лучше брать на две недели - идут скидки, и за неделю команда только прикачаться успеет, да и лететь чёрте-куда на неделю накладно! - питание: в ближайшем супермаркете продукты закупаются на весь переход (цены практически наши. Что-то дороже, что-то дешевле). Готовится всё на лодке, по очереди дежурим. На яхте газовая плита (баллона хватает на неделю готовки, входит в стоимость яхты, заправить или поменять баллон - 20 евро. Обычно берем сразу два баллона, чтобы не бегать по какой-нибудь деревне на острове). Плита с духовкой, есть холодильник, часто с морозильником (морозильник слабый), полно всяких рундуков и шхер, куда можно растолкать картошку-вино-спагетти-пиво. В пути можно что-то докупать по мере уничтожения продуктов - всё равно куда-нибудь заходим, не через океан идем! Вода - есть два танка литров на 250-500 (в зависимости от размеров лодки). Эта вода, как правило, используется на технические нужды (душ, стирка, мытьё посуды, её хватает на 3-5 дней, заправиться можно в рыбацком порту, марине, на топливной заправке: стоит 5-10 евро заправка. Питьевую покупают в бутылках сразу на весь переход (примерно 2 литра на человека в сутки - места на яхте полно, в каютах и салоне рундуки, шкафчики). Гальюны используют забортную воду, есс-но! - рано или поздно, захочется отведать местной кухни, в какой-нибудь таверне в деревне или городке. В те дни, когда стоим на якоре и съезжаем на берег на динги (в российском варианте - "тузик", надувная лодка, входить в комплект яхты, можно брать с мотором или без), или заходим в марину, или в гавань. Ну - тут уже по аппетитам и кошельку. Разброс цен сильно зависит от страны захода и удалённости от "туристских троп". Ориентировочно 15-30 евро на человека ужин с вином (верхний потолок цен исключительно персонален). Ещё раз повторюсь - на яхте можно зайти и в деревню, где в ресторанчиках сидят только "свои" с приемлемыми ценами и в Канны, со своеобразным пониманием ценообразования. Я называю усреднённые средиземноморские цены в тавернах. - стоянка в марине: зависит о региона. Примерно 30-40 евро/сутки (большая лодка дороже- считают по длине лодки). Поделить на всех. Есть места, где сутки-двое стоянка бесплатная, в рыбацких гаванях Греции вообще всем пофигу, кто ты и когда уйдешь. Мы как-то стояли в Каннах - 36 евро на 6 чел в сутки. Вода и электричество входят в эту сумму неограниченно, но не во всех странах-маринах. Иногда приходится доплатить 5-10 евро. Марины бывают дорогие! Однажды мы сдуру зашли на Капри - 130 евро/сутки (!), спрятались и не могли выйти из-за шторма трое суток: на выходе из гавани трёхметровая волна и ветер. Счётчик тикал, яхтсмены смотрели на море и изучали прогноз погоды... Якорные стоянки бесплатные, мест, запретных для стояния практически нет - стой, где хочешь. - солярка. Яхта-то парусная, но то ветра нет, то дует не туда, то спешить надо. Топливный танк 80-150 литров (зависит от размеров яхты), раза два за переход залить придётся, сдавать лодку нужно с полным баком. Расход солярки сильно зависит от водоизмещения. Стоимость солярки колеблется от страны к стране и удалённости заправки (на островах дороже), примерно 1,6 евро. - Прибавьте стоимость перелёта + трансфер. - Страховка: лодка застрахована от ущерба третьим лицам на большую сумму. Что-то вроде КАСКО. Независимо от этого существует "страховой депозит" - мало ли, что ты там отломал или утопил. Блокируется или платится сумма (400-1500 евро, зависит от чартерной компании) перед выходом и возвращается по приходу, если всё прошло без коллизий.
Вообще - яхтинг, это состояние стопроцентной свободы! В чартере никто не спрашивает - куда ты идешь, с кем, тебе дают лодку, упакованную с учётом требований международных правил, с комплектом посуды, спасжилетов, постельного белья, документов и пр. Ты всё это должен вернуть к назначенному времени и всё! Можешь вообще никуда не выходить - пить вино и болтаться по местным тавернам и пляжам, можешь просто идти неделю в море без заходов и потом вернуться.
Как-то так... А. Ещё нужен международный сертификат шкипера. Это если лодку в чартер брать. Российские документы почти нигде не катят...
|